Финансовые регуляторы повышения конкурентоспособности

Финансовые регуляторы повышения конкурентоспособности

Финансовые регуляторы повышения конкурентоспособности

Социально-экономическое развитие регионов в течение последних лет свидетельствует о том, что на фоне социально-политических трансформаций происходит углубление межрегиональных диспропорций фактически по всем показателям — от валового регионального продукта к заработной плате, от объемов прямых иностранных инвестиций в доли экспорта в структуре экономики региона. Различия в уровнях развития регионов страны вызваны, с одной стороны, неблагоприятными природно-климатическими условиями, экономико-географическим положением, историческими особенностями, а с другой — несовершенством современной региональной политики, которая должна была бы учитывать интересы регионов в контексте государственных приоритетов и создавать условия для эффективного использования имеющихся преимуществ регионов как основы обеспечения и повышения их конкурентоспособности.

Это обусловливает необходимость научного изучения вопросов, связанных с формированием механизма повышения конкурентоспособности регионов страны и поиска действенных рычагов управления конкурентоспособностью регионов, которые смогут устранить межрегиональные диспропорции.

Вопросы формирования такой региональной политики поднимался в течение всего времени независимости

Большинство отечественных исследований проблемы конкурентоспособности выстроены прежде всего на смысловой базе теории конкурентных преимуществ М. Портера, но все содержательные грани этой теории в полной мере соответствуют реальным условиям ведения бизнеса на современном этапе развития.

Современное управление конкурентоспособностью региона должно быть направлено на создание и использование региональных конкурентных преимуществ, взаимовыгодные взаимоотношения с отечественными и зарубежными экономическими субъектами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, субъектами предпринимательства.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Роль бенчмаркинга на предприятии

Для достижения вышеуказанных целей местные органы власти, в соответствии с предоставленными им полномочиями, должны влиять на экономические процессы в регионе путем их регулирования. Одним из рычагов такого влияния на процесс повышения конкурентоспособности является финансовое регулирование.

Так, для совершенствования институционального обеспечения расширения финансовых возможностей предприятий реального сектора экономики региона следует улучшить возможности финансирования развития за счет собственных средств предприятий, финансовых ресурсов институтов финансово кредитного сектора и бюджетных средств.

С целью усиления конкурентных отношений между регионами необходимо:

— Во-первых, сократить прямую финансовую помощь и перейти к преимущественному использованию различных видов льгот и стимулов, в том числе внешнеторговых, фискальных, валютно-финансовых, административних. Льготы могут охватывать налоговую базу (прибыль на доход, стоимость имущества), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, расходы на зарплату, транспорт и т.д.), уровень налоговых ставок и прочих, льготные кредитные ставки. Это позволит обеспечить активизацию внешнеторговой деятельности и привлечения иностранных инвестиций; «Точки роста» в виде отдельных предприятий, которые обеспечат развитие предприятий с совместным производством; создание новых рабочих мест и повышение уровня занятости населения; подъем депрессивных территорий и выравнивания межрегиональных дифференциации.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Рейтинговая оценка потребительских предпочтений

— Во-вторых, нужно ввести льготное налогообложение прибыли, НДС, применение методов ускоренной амортизации основных фондов, льготные ставки кредитования, таможенные льготы, инвестиционный налоговый кредит, освобождение от налога на имущество, земельного и транспортного налогов. Это позволит активизировать инновационную деятельность предприятий и ускорит инновационное развитие.

— В-третьих, создание условий для привлечения иностранного капитала и регулирования деятельности зарубежных ТНК. Для этого следует сформировать систему государственного регулирования трансфертного ценообразования; финансовый надзор и контроль; низкие (нулевые) ставки налогообложения, лояльную регулятивную политику и «налоговые гавани».

— В-четвертых, стимулирование развития государственно-частного партнерства за счет осуществления прямой государственной поддержки (частичное финансирование проекта, погашение процентов по кредитам); предоставление налоговых каникул, государственных и местных гарантий; государственные заказы; гарантирование государством проектных рисков. Это позволит снизить давление на государственный бюджет путем привлечения частных средств в инфраструктуру; активизировать внутреннее инвестирование; реализовать программы коммунального хозяйства, строительства дорог; улучшить предоставление базовых инфраструктурных услуг и строительство и содержание школ, учреждений культуры, здравоохранения.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что в большей степени повышения конкурентоспособности регионов возможно при наличии у него развитых и специализированных факторов. От их наличия и качества зависит уровень конкурентного преимущества и возможности ее усиления.

Похожее ...