Формирование механизма инновационного процесса на предприятиях пищевой промышленности

Формирование механизма инновационного процесса на предприятиях пищевой промышленности

Формирование механизма инновационного процесса на предприятиях пищевой промышленности

Внедрение инноваций на предприятиях пищевой промышленности является очень сложной задачей. Достичь его можно благодаря формированию механизма инновационного развития. Большинство разработанных отечественными учеными механизмов инновационного развития не всегда адаптированы тем проблемам, с которыми приходится сталкиваться предприятиям пищевой промышленности сегодня. Соответственно и весь комплекс принципов, по которым такие механизмы должны формироваться, не обеспечивает системного подхода к преодолению препятствий на пути к систематическому инновационного развития предприятия.

Механизм инновационного развития — это подсистема предприятия, следовательно, он должен формироваться как и все системы — из компонентов и связей между ними в соответствии с целями. Использование понятия «механизм» при исследовании и проектировании экономических явлений и хозяйственных результатов является частью довольно полезной и удобной формой абстракции, позволяющий получать интересные обобщения и эффективные решения экономических проблем. С другой стороны, важно, чтобы действия по созданию экономических и хозяйственных механизмов не получили гипертрофированного характера, как это наблюдается в условиях централизованной плановой системы.

Важным вопросом является на выполнение задач, на которые должен быть направлен механизм инновационного развития предприятия.

К внутренним проблемам, которые препятствуют инновационному развитию отечественных предприятий относятся следующие:

  • большая часть работ по проектированию и внедрению новых технологий и продукции проводится собственными силами;
  • недостаточный уровень планирования инновационного процесса;
  • отсутствие средств;
  • недостаточность изучения механизмов мобилизации внутренних факторов, ограничивающих возможности активизации инновационного процесса на предприятиях пищевой промышленности.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Налоговая нагрузка как базовый индикатор

В общем виде механизм инновационной деятельности на предприятиях пищевой промышленности может быть представлен как ряд этапов. Которые в своей совокупности образуют комплексную систему функциональных связей между объектами, субъектами, средствами. А также методами и другими составляющими инновационной деятельности и может использоваться для достижения широкого спектра стратегических целей предприятия.

Этапы формирования механизма инновационной деятельности предлагаются такие:

  1. Определение целей инновационной деятельности предприятия на основе анализа текущих и перспективных планов его деятельности и развития.
  2. Оценка фактического инновационного потенциала предприятия, как совокупности трудовых, материальных, нематериальных и природных ресурсов привлеченных и не вовлеченных в процесс производства.
  3. Выявление угроз и возможностей внешней среды и сильных, и слабых сторон внутренней среды.
  4. Формирование множества альтернативных инновационных стратегий и выбор оптимальной из них.
  5. Формирование комплекса мер по реализации стратегии выбранной на предыдущем этапе, выбор инструментария реализации инновационных мероприятий, определение источников финансирования, оптимизации их структуры и тому подобное.
  6. Реализация выбранной инновационной стратегии и осуществления контроля за его выполнением.
  7. Оценка результатов инновационной деятельности по выбранной стратегией и определения ее эффективности.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Оценка клиентской базы лизинговых компаний

На первом этапе происходит определение целей инновационной деятельности предприятия на основе анализа текущих и перспективных планов его деятельности и развития.

На втором этапе оценивается фактический инновационный потенциал предприятия. Как совокупность трудовых, нематериальных, материальных и финансовых ресурсов, привлеченных или не вовлеченных по каким-либо причинам в процесс производства, но обладающих реальной возможностью участвовать в нем.

Целью третьего этапа является выявление угроз и возможностей внешней среды и сильных и слабых сторон внутренней среды

Исходя из проведенного анализа, на четвертом этапе формируется множество альтернативных инновационных стратегий и осуществляется выбор оптимальной из них на основе избранных и обоснованных критериев принятия решений.

Затем происходит формирование комплекса мер по реализации стратегии, выбранной на четвертом этапе. А также выбор инструментария реализации инновационных мероприятий, определение источников финансирования, оптимизация их структуры и тому подобное.

Последний этап предусматривает воплощение выбранной стратегии в жизнь, то есть практическая реализация инновационных мероприятий, включающий контроль за их выполнением и подведение итогов.

Внедрение построенного по такой схеме инновационного процесса на отечественных предприятий в конечном итоге приведет к обеспечению стабильности экономического развития как на уровне области, так и на уровне страны.

Похожее ...