Анализ конкурентоспособности банка

Анализ конкурентоспособности банка

Анализ конкурентоспособности банка

В современных условиях развития финансового сектора экономики во всех развитых странах мира вопросы конкуренции является одним из приоритетных. Уровень развития банковской системы, ее достаточность и степень глобализации, наличие нововведений и других сдвигов связаны именно с установлением и распространением конкуренции между ее участниками, то есть банковскими учреждениями.

Для банковской конкуренции характерны следующие особенности:

  • существенное влияние со стороны государства;
  • значительное количество конкурентов: «банк — банк», «банк — не банковские финансовые институты», «банк — не финансовые компании», которые в зависимости от степени их концентрации можно представлять как индивидуальные, так и групповые;
  • преобладание в внутриотраслевой банковской конкуренции видовой конкуренции;
  • осуществление межотраслевой банковской конкуренции как в форме «переливания» капитала, так и в форме функциональной конкуренции;
  • значительные входные и выходные барьеры;
  • применение как ценовой, так и не ценовой конкуренции;
  • влияние банковской конкуренции на обеспечение экономической и национальной безопасности государства;
  • социальный характер конкуренции, обусловленный значительным вовлечением в сферу деятельности банков физических лиц.

Сегодня банковская система имеет более монополизирован характер, поскольку крупнейшие банки занимают преобладающую долю на рынке. Поэтому вопрос конкуренции является весьма актуальным. При этом ее усиление должно привести к уменьшению влияния крупнейших банков на рынки депозитных и кредитных услуг, сокращение разницы между кредитными и депозитными ставками, поскольку при интенсивной конкуренции банки снижать маржу на ставках для привлечения новых клиентов и удержания тех, которые уже существуют.

Читайте также  Оптимальная денежно-финансовая система

Усиление конкуренции должно улучшить уровень качества самих банковских продуктов и услуг, поскольку потребитель при значительном выборе товара оборотом тот, который является более качественным, при этом его цена будет на приемлемом уровне, в отличие от той ситуации, когда на рынке основными являются лишь несколько банков.

Конкурентоспособность означает возможность банков выдерживать конкуренцию в данном сегменте рынка. То есть конкурентоспособность учреждения можно определять как комплексную сравнительную характеристику, подтверждающий уровень преимуществ определенных количественных показателей деятельности. Которые в свою очередь доводят успех на конкретном рынке.

При этом конкурентоспособность банковского учреждения можно определять как способность и эффективность использования ресурсов, технологий (как банковских, управленческих, так и маркетинговых) для обеспечения существования самого учреждения, поддержки ее стабильности. А также для будущего роста и увеличения прибыли.

Основными этапами проведения оценки конкурентоспособности банков являются:

  • определение групповых и единичных показателей конкурентных преимуществ и конкурентоспособности;
  • интерпретация оценок единичных показателей конкурентных преимуществ по единой шкале в соответствии с функцией желательности Харрингтона;
  • определение веса групповых показателей в формировании интегрального показателя конкурентоспособности;
  • оценка интегрального уровня конкурентоспособности.
Читайте также  Стратегическое управление затратами в банках

Итак, основные конкурентные преимущества коммерческого банка на рынке банковских услуг имеют ценовой и не ценовой характер. Которые отражаются направлениям привлекательности как для клиентской базы, так и, собственно, для банка. К ценовых преимуществ со стороны клиентов относятся максимизация доходов за счет предоставления банку депозитных средств и минимизации затрат на уплату процентов за кредитные и расчетные услуги. К ценовых преимуществ со стороны банка относятся минимизация затрат на привлечение депозитных средств и максимизация доходов при предоставлении кредитных и расчетных услуг банка.

К не ценовых преимуществ со стороны клиентов относятся территориальная доступность банковских услуг, организация круглосуточного банковского самообслуживания, финансовая устойчивость и надежность банка, максимальный размер портфеля банковских услуг. К не ценовых преимуществ со стороны банка принадлежат территориальная доступность банковских услуг. А также минимизация затрат на круглосуточное банковское самообслуживание, занятия максимальной доли каждого сегмента рынка банковских услуг, финансовая устойчивость и надежность банка. А также оптимизацию прибыльных сегментов в портфеле банковских услуг, максимизация дивидендной доходности акционерного уставного капитала .

Похожее ...