Современное состояние и перспективы развития бюджетных правоотношений

Современное состояние и перспективы развития бюджетных правоотношений

Современное состояние и перспективы развития бюджетных правоотношений

Анализ современного бюджетного законодательства позволяет выявить недостатки правового регулирования бюджетных отношений и предоставить предложения по его совершенствованию. Такое совершенствование предполагает решение двух задач — тактического (текущего) и стратегического (перспективного). Решение первой задачи предусматривает внесение изменений в действующее бюджетное законодательство. Развитие местного самоуправления требует дальнейшего совершенствования организационно-правового и финансового обеспечения децентрализации в сфере управления. Внедрение оптимальной модели распределения функциональных, экономических, финансовых и иных полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления. Совершенствование организационно-правовой и материально-финансовой базы функционирования органов местного самоуправления.

Обеспечение стабильности бюджетной системы и эффективности бюджетной деятельности зависит от многих факторов

Одним из которых является характер межбюджетных отношений, совершенствования правового регулирования которых обеспечит стабильность и эффективность этих отношений. А также даст возможность привести их в соответствие с европейскими стандартами. Вместе с тем существуют многочисленные проблемы в сфере правового регулирования межбюджетных отношений, требующих своего решения, как научного, так и законодательного. Указанное требует дальнейшего реформирования межбюджетных отношений, предусматривает создание механизма самообеспечения административно-территориальных единиц финансовыми ресурсами, адекватных выполнению их задач и функций путем согласования полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных Законом «О местном самоуправлении», с бюджетным законодательством в части определения доходов и расходов местных бюджетов; способствовать формированию бюджета административно-территориальных единиц.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Программно - целевой метод управления расходами бюджета

Предпосылками совершенствования межбюджетных отношений является определение объема обязательных собственных расходов местных бюджетов на основе минимальных социальных стандартов услуг в стоимостном выражении, расходов на финансирование делегированных полномочий на основе ориентировочных фактических затрат на их осуществление; увеличение собственных доходов местных бюджетов путем введения и отнесения к местным налога на недвижимое имущество физических и юридических лиц; определение фиксированной доли от налога на прибыль предприятий, а также совершенствование системы финансового выравнивания и правового регулирования межбюджетных правоотношений.

Основными проблемами бюджетной деятельности является неэффективное формирования доходов бюджета, непрозрачное распределение и неэффективное использование бюджетных средств, значительная зависимость местных бюджетов от государственного. Существующей бюджетной системе присуща слишком централизованность и неэффективная модель распределения средств между бюджетами. Кроме того, отсутствует четкая система публичного финансового контроля за использованием средств местных бюджетов, а также средств государственного бюджета на местах, что часто приводит к нецелевому и неэффективному использованию бюджетных средств.

Перспективы развития бюджетных правоотношений, по нашему мнению, такие:

  • выработка современной бюджетной идеологии и формирования современной бюджетной политики с учетом развития не только отечественной, но и мировой экономики;
  • реформирование (совершенствование) бюджетных правоотношений должно осуществляться как составляющая административно-территориальной реформы и согласовываться со стратегией развития налоговой системы и реформами в социальной сфере;
  • повышение финансовой самостоятельности органов местного самоуправления путем совершенствования системы местных налогов и механизмов распределения общегосударственных ресурсов;
  • замена системы управления расходами бюджета на систему управления расходами бюджета;
  • широкое внедрение программно-целевого метода формирования и использования бюджетных средств всех уровней бюджетной системы;
  • эффективное использование закрепленных доходов бюджетов. Субвенции, поступающие в местные бюджеты, должны иметь целевое направление на расходы развития по конкретным программам;
  • совершенствование БС в части регулирования бюджетного процесса, определение расходных полномочий по бюджетов различных уровней и финансовых нормативов бюджетной обеспеченности, регулирования межбюджетных отношений;
  • совершенствование подзаконных нормативно-правовых актов по вопросам регулирования бюджетных отношений, в частности постановлений правительства о введении стандартов качества бюджетных услуг, определения объемов межбюджетных трансфертов, расчета себестоимости публичных услуг, использования программно-целевого метода в бюджетном деятельности;
  • изменение законодательства о местном самоуправлении в части установления критериев распределения делегированных и собственных полномочий региональных и местных органов власти, закрепление новых принципов публичного финансового и бюджетного контроля и введения общественного публичного финансового контроля.

Похожее ...