Формирование теории ценообразования и ее влияние на методологии определения цены

Формирование теории ценообразования и ее влияние на методологии определения цены

Формирование теории ценообразования и ее влияние на методологии определения цены

Как и сто лет назад, одной из ключевых проблем современного маркетинга были, есть и остаются вопросы определения стоимости товаров или услуг и управления их ценообразованием по сферам бизнеса. Стоимость перманентно остается ключевым фактором определения цены на товар или услугу, однако вопрос какую из базовых парадигм (теорий стоимости) определение стоимости нужно учитывать при ценообразовании в современных специфических условиях рынка остаются открытыми и сегодня.

В классической экономической теории принято выделять три основные базовые парадигмы стоимости:

— стоимостную,
— потребительскую и меновую,
— а также их гибридные компиляции.

Вопрос приверженности одной из классических или гибридных теорий стоимости является субъективным и зависит от персональных убеждений каждого, однако существуют и определенные объективные причины, которые побуждают к объединению всех трех классических теорий стоимости в единый механизм определения цены, для максимального учета всех факторов, влияющих на цену в рыночных условиях.

Рынок продукции машиностроения, на наш взгляд, является наиболее показательным для экспериментов методологии ценообразования, так как его структура представляет собой классический рыночный механизм хозяйствования, имеет глубокие исторические корни и, в общем виде, почти не изменился со времен индустриализации. Все это позволит обеспечить чистоту эксперимента.

Каждая из классических теорий стоимости рассматривает цену под своим особым углом в соответствии с основными ценообразующих факторов. Отличается не только сущность определения самой категории «цена», но и ее методология формирования.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Поведенческий маркетинг участников мультиагентной системы

Основу «стоимостной теории цены» положено еще в «трудовой концепции стоимости» Адама Смита, Давида Рикардо и Карла Маркса

Цену рассматривают как денежное определения стоимости, то есть совокупность общественно необходимых или среднеотраслевых затрат живого или общественного труда, затраченных на производство конкретного товара.

Потребительская теория стоимости, которая в теории экономики также называется «субъективно-психологического подхода» к формированию цены, берет свое начало от «теории предельной полезности» Едгена Бем-Баверка и подробно исследуется в трудах Г. Азгальдов.

Цена определяется исключительно субъективно потребителем и продавцом. Цена является денежным определением потребительской стоимости.

Меновая концепция стоимости относится к теориям рыночной конкуренции. Цена вполне объясняется соотношением спроса и предложения на рынке, то есть способностью товара быть обмененным на определенное количество другого товара или его эквивалента — денег.

Существуют также и так называемые гибридные концепции которые являются сочетанием определенных элементов классических теорий.

Ценностно-потребительская концепция берет начало в работах Фридриха Энгельса, который рассматривает стоимость как отношение издержек производства к полезности. Если издержки производства двух вещей одинаковы, то полезность будет определяющим элементом в определении их сравнительной стоимости. Цена является денежным выражением диалектического суммы стоимости и потребительской стоимости.

Потребительски-меновая концепция как и классическая потребительская теория стоимости тоже опирается на труды Едгена Бем-Баверка. Более того, сам Бем-Баверк в научных трудах при декларировании абсолютной роли потребительской стоимости отмечает и то, что ценность определяется именно ограниченностью количества вещей, то есть их меновой стоимости.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Респонсивнисть (отзывчивость) как новый признак маркетинга

Тем самым были положены основы того, что цена является денежным выражением потребительской и меновой стоимости

Другая гибридная концепция опирается на труды П. Олдак который, критикуя ценностно-потребительскую концепцию, отмечает, что цена формируется двумя факторами — стоимостью и меновой стоимости. Сторонником этой теории есть и другие ученые, например В. Гальперин, который считает, что исследования взаимосвязей цены, спроса и предложения является главной проблемой теории цен.

Таким образом, обобщая вышеизложенное, должны отметить, что цена является диалектическим суммой различных видов стоимости.

Российский ученый Фархад Ильясов в своих научных трудах отмечает, что, если такую ​​сумму перевести на язык символов и математических действий, то получим, то, что цена произведение стоимости (суммы затрат живого и общественного труда), умноженной на коэффициенты потребительской и меновой стоимости, формирующих комплексный индекс потребительски-меновой стоимости, как единого фактора отражающий одновременный взаимосвязанный влияние на цену.

Разработка методики расчета такого коэффициента, на наш взгляд, является перспективным задачам современной теории цены, а ее внедрение в практическую методологию — главная задача модификации теоретического и практического аппарата ценообразования в секторе производства.

Похожее ...